/ / / Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей
среды
Сложность состоит в том, что отсутствует законодательный
термин «экологическая информация». В международном праве этот термин
разработан, закон СНГ от 26.12.1996 «О свободе доступа к экологической
информации»: РФ обязалась дать определение экологической информации к 2000 г,
но не выполнила этого обязательства.
Конвенция ООН 1998, Европейское законодательство о доступе к
информации об охране ОС.
ФЗ от 27.07.2006 «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ».
Данный ФЗ вводит базовые понятия:
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от
формы их представления;
Но для нас будет иметь значения характер этих сведений и
форма их предоставления.
Ни один НПА не даёт понятия информации о состоянии ОС. Ввиду
этого пробела было принято несколько судебных решений (например, дело
Никитина).
В теории высказываются точки зрения на определение об
Информации об ОС:
Это информация о состоянии компонентов ОС и сведения о
деятельности, влияющей или той, которая может повлиять на природные компоненты.
Ерофеев: сведения о состоянии воды, воздуха, фауны или
флоры, о деятельности и мероприятиях, которые могут помочь или повредить
состоянию компонентов ОС.
Требования к информации о состоянии окружающей среды:
1. Формализованность.
4 формы предоставления информации: 1) письменная форма
(ответ на запрос, информация от СМИ); 2) устная форма (не очень подходит,
потому что ссылаться на устную форму не всегда возможно для ЮЗД); 3) копии
документов (но они должны быть надлежащим образом заверены); 4) информация,
предоставляемая на электронных носителях (использование такого вида информации
для ЮЗД также нежелательно, но существует такое понятие как Официальный сайт, к
ним есть доверие).
2. Достоверность.
Должностное лицо, предоставляя ту или иную информацию, несёт
ответственность за её недостоверность. В основу принципа положено безусловное
уважение к государственной службе. Информация из СМИ: тот же принцип,
официальные СМИ получают информацию от соответствующих должностных лиц, поэтому
несут ответственность за её достоверность
3. Полнота информации.
4. Доступность.
Право на доступность – корреспондирующее право. Обязанность:
правительство предоставляет ежегодно в форме доклада; каждый субъект РФ раз в
погода обязан информировать население о состоянии окружающей среды (раньше в
СПб – каждые полгода, сейчас – каждую неделю; в атм. воздух 50-55 тыс. тонн
загрязняющих веществ); орган местного
самоуправления: обязан информировать каждые три месяца. Некоторые
государственные уполномоченные органы с определенной периодичностью публикуют
доклады о состоянии окружающей среды или о своей деятельности в этом
направлении. В задачу СМИ также входит освещение вопросов, связанных с
состоянием окружающей среды.
5. Бесплатность информации.
6. Своевременность.
Бывают ситуации, кода информация должна быть предоставлена
незамедлительно: техногенные, природные чрезвычайные ситуации. Законодатель не
разработал понятия незамедлительности (пока это пределы 24 часов). По запросам
граждан своевременность находится под действием положений о государственной службе. Срок установлен в ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан». Для граждан установлен срок: 30 календарных
дней. Есть ещё и подзаконная база по регулированию этого вопроса. Существует
также Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и её
загрязнении от.21.12.1999. На территории СПб сейчас формируется экологический
паспорт СПб. Информация о состоянии экологической среды: ограниченная или
общедоступная? Ограничения предусмотрены в связи с включением такой информации
в состав государственной тайны. Нужно обратиться к соответствующему ФЗ от
21.07.1993:
- само определение
государственной тайны. Распространения этих сведений может привести к нарушению
безопасности государства.
Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной
тайне и засекречиванию:
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих
безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных
бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
Указ от 11.02.2006 «О перечне сведений, отнесённых к
государственной тайне»
Закон уделяет достаточно большое внимание коммерческой
тайне: ст. 139 ГК (?), ФЗ от 29.07.2004 «О коммерческой тайне». Есть
информация, которая представляет собой определённую ценность для
распространителя товаров и услуг. Принцип: относятся сведения о материалах,
рецептуре. Сведения об отходах, о загрязнении – не могут быть засекречены под
видом коммерческой тайны. Этот принцип отражён в ст. 5 ФЗ «О коммерческой
тайне».
Служебная тайна: ст. 139 ГК. –сведения, которые становятся
известны лицу во время исполнения обязанностей.
Персональные данные. ФЗ от 27.07.2006 «О персональных
данных»: данные о состоянии здоровья является личными данными, можно
засекретить
Банковская тайна.
Тайна исповеди.
Сведения о состоянии ОС не могут быть засекречены ни при
каких обстоятельствах.
Информацию мы можем также получить, обратившись к кадастрам
и реестрам: Водный реестр (расположение, характеристика), государственный
кадастр особо охраняемых природных территорий.
|